Мой EVS проект в Польше – отзыв Екатерины Полуниной

Главная / Истории волонтеров / Мой EVS проект в Польше - отзыв Екатерины Полуниной

Мой EVS проект был связан с работой с детьми в начальной школе и детских центрах в Польше. 8 месяцев я жила в небольшом городе Кельце. На проекте нас было 2 волонтера из России. Да и в принципе в городе, как оказалось, других EVS волонтеров не было (возможно, EVS волонтеров там не было никогда). Честно говоря, первое время было весьма грустно осознавать это.

Незнакомый город, другой язык (до проекта польский язык никогда не учила и не знала о нем вообще ничего), люди (включая учителей, с которыми удалось поработать), которые упорно отказывались говорить по-английски (может быть, просто боялись, либо действительно не могли). Первое время все общение с окружающим миром по факту сводилось  к деловой переписке с координатором по поводу расписания, встречам с ментором, редким разговорам с учителями и попытками что-то промямлить в магазине. В общем, складывалась весьма грустная картина. Но, как говорится, все преодолимо. Мы жили в студенческом общежитии и вскоре все-таки нашли студента, говорящего по-английски. И уже стало как-то веселее. Потом было знакомство с парнем, который очень любит русский язык, изучает его и хорошо говорит по-русски. А через пару месяцев понимаешь, что у тебя уже есть знакомые в этом городе и ты не так одинок. Где-то через 2-3 месяца после начала проекта уроки польского и проживание в языковой среде начали давать результаты. В эти моменты ты уже не чувствуешь себя третьим лишним в работе, а можешь более оперативно откликаться на просьбы и делаешь действительно то, что тебя просят, а не гадаешь, о чем же идет речь. Ты понимаешь, что начинаешь приносить хоть какую-то пользу. Еще через пару месяцев ты неожиданно обнаруживаешь для себя, что уже можешь что-то сказать на польском (и тебя поймут с ПЕРВОГО раза, а не с десятого), да и в принципе уже не пугаешься польской речи и понимаешь достаточно много.

В школе мы помогали проводить дополнительные занятия после основных уроков. Первое время мы только присутствовали на уроках и на “продленке”. Мы участвовали в играх с детьми и просто смотрели, как работали учителя. Но во второй части проекта мы уже сами могли работать с детьми (конечно, в присутствии учителя). Мы проводили уроки русского языка в игровой форме для небольшой группы первоклашек.

В одном из детских центров мы помогали проводить занятия по кулинарии, музыке и творчеству. Во втором центре просто помогали организовывать досуг для детей.

Также мы несколько раз выступали с презентацией о России. Мы рассказывали детям про символы России, интересные факты, традиции.

В июле и августе (во время летних каникул) удалось поработать в летних лагерях.

Наверное, одним из самых впечатляющих моментов проекта была “Индейская деревня”. В этом лагере (это скорее даже детская площадка, дети здесь проводят только 4 часа в день), в течение недели, у детей возрастом от 3 до 12 лет (возможно, старше) есть возможность почувствовать себя настоящими индейцами. Детей разделяют по возрастам на “племена”, в каждом “племени” есть воспитатели (преподаватели), местные волонтеры и вождь-американец. Этот лагерь существует благодаря небольшой церкви в Кельце уже 12 лет и некоторые американцы приезжают сюда на протяжение всех 12 лет. Мне удалось поработать с самыми маленькими индейцами. Это специальное “племя” для детей 3-5 лет. Пока их старшие братья и сестры познавали жизнь индейцев и участвовали в соревнованиях, мы играли в разные игры, рисовали и просто старались не скучать, а главное – не плакать. Честно говоря, когда мне сказали, что я буду работать с такими маленькими детьми, было тревожно. Так как до этого у меня был опыт работы только с более старшими детьми. А потом еще оказалось, что будет больше 30 детей. Но опытные воспитатели, которым мы помогали, сразу же сказали: “Спокойно, все будет в порядке.” Конечно, ВСЁ при работе с маленькими детьми не может быть в порядке, кто-то плакал, кто-то не слушался, кто-то хотел к маме, но это мелочи. Главное то, что в итоге мы смогли помочь воспитателям,  дети были довольны и нам удалось с ними подружиться (даже несмотря на языковой барьер). Для меня это был прекрасный опыт, который дал море положительных эмоций и сил.

Если “Индейская деревня” была одним из самых впечатляющих моментов, то самым незабываемым моментом совершенно точно можно назвать лагерь скаутов, где мы проводили несколько творческих мастер-классов. Да, в Польше есть скауты и они очень любят летом несколько недель пожить посреди леса. Я не скаут, поэтому для меня даже 4 дня в палатке в лесу стали абсолютно незабываемыми.

Вообще за эти 8 месяцев произошло много событий и перемен. Было много хорошего и не очень (без этого тоже никак), много интересных знакомств, приобретение новых знаний и бесценного опыта. Наверное, 8 месяцев – это не слишком большой промежуток времени, чтобы полностью погрузиться в культуру и традиции. Но с другой стороны, я с уверенностью могу сказать, что этого вполне достаточно, чтобы разрушить стереотипы о людях и о стране. Когда я только собиралась на проект, многие мне говорили,  что поляки не любят людей из России, тебе там будет тяжело. Несмотря на то, что я считаю, что для ЧЕЛОВЕКА не существует более или менее предпочтительной национальности/расы, такие разговоры все равно заставляли задуматься и в голове стали появляться определенные вопросы. На протяжении всего проекта я ждала, когда же наступит день, и я наконец-таки почувствую на себе косые взгляды поляков. И этот день… так и не наступил. Я бы даже сказала, что все было наоборот. И о людях, с которыми удалось познакомиться, у меня остались только самые положительные и теплые воспоминания.

Автор Екатерина Полунина.