Анна Турундаева о EVS проекте в Чехии

Главная / Истории волонтеров / Анна Турундаева о EVS проекте в Чехии

Свой EVS год я провела в красивой горной части Чехии на самой границе с Польшей. Мой проект удивлял меня своим разнообразием. Я работала с детьми в лесном детском саду, альтернативном открытом классе, средних школах и гимназиях.  Каждый день недели был закреплен за определенной школой. Я участвовала в ежедневной школьной жизни, и теперь у меня есть опыт работы с детьми и студентами от 3 до 19 лет.

В лесной школке (школка=детский сад) я помогала педагогам, которых здесь называют průvodkyně, то есть что-то вроде «гида». Взрослые и дети – друзья и партнеры, все друг с другом на «ты». Наша школка находится в настоящей юрте, окруженная прекрасными горными пейзажами. Детям ничего не запрещается, но это не значит, что в свободной школке нет правил.

По традиции в открытых школах день начинается с утреннего круга. Мы с малышами приветствовали друг друга песенкой, в которой перечисляли имена всех присутствующих. Затем отправлялись на прогулку. Маршрут прогулок очень разнообразный: мы гуляли в лесу или около юрты, ходили к лесной кормушке для зверей, иногда ходили смотреть на лошадку. Дети могут идти впереди или по пути забираться на холмы, но они знают, что в определенных местах должны остановиться и ждать остальных. Также, по правилам они должны быть в поле видимости и слышимости старших. На месте прогулки мы разводили костер, делали качели из веревки, или натягивали веревку через горный поток. Обязательный ритуал прогулки – перекусить. В альтернативных детских садах большое значение имеют интуитивные игры, импровизация и фантазия. Когда можно из шишек в лесу сделать животных и показать театр. Или найти палку и придумать с ней игру. Никогда нет какой-то программы и в то же время нет ни одного дня, похожего на другой.

После прогулки мы все вместе обедали за круглым столом. Перед обедом мы пускали по кругу металлический треугольник, по очереди звенели по нему палочкой и говорили, что нам сегодня больше всего понравилось. Это обычно очень смешно. Дети любят говорить «мне больше всего понравилось, как за мной придет мамочка». Воспитатели переспрашивают:

– А в лесу что-нибудь понравилось?

– Да, как я кушал.

Перед обедом и после обеда у нас традиционный стишок, в котором мы благодарим солнышко, землю, зернышко, из которой получена еда. После обеда дети выстраиваются в змейку с посудой и сдают ее в посудомоечную машину. Затем время для чтения и сон.  Мы, взрослые, спим вместе с детьми.

Кроме такого типичного распорядка дня у них очень много других активностей: курсы плавания, езда на лошадях, лыжные курсы, длинные походы на весь день с приготовлением еды в лесу, походы на природу на ночь с палатками, велопоходы, пикники в семье какого-нибудь ребенка, благотворительные вечеринки с продажей мыла/соли, которые изготовили дети и многое-многое другое. Лесные дети могут не уметь читать, но знают, какая ягода или гриб ядовитый, из какой травы можно сварить чай, и как выглядят следы оленя или косули.

Полгода я работала в альтернативной школе,   экспериментальном открытом классе. Уроков там как таковых нет, учителей также называют гидами.  Они могут заниматься математикой или английским до логического конца, а не до звонка. На всех уроках так или иначе присутствует английский. Класс может учиться считать, и внезапно учителя переходят на английский. Дети в группе от 6 до 10 лет. Они стараются придерживаться системы Монтессори, где принято делать разновозрастные классы, чтобы младшие учились у старших, а старшие развивали лидерские способности.

Половина «уроков» проходит в кругу на ковре, говорит только тот, у кого в руках камень. Дети, которым не нравится сидеть в кругу, могут полежать, поесть или заниматься своими делами. Принуждения нет. Еще, класс открытый во всех смыслах. К нам постоянно приходили гости: директор и учителя этой или других школ, родители с детьми. Каждый месяц в открытом классе есть тема. Дети могут рассуждать о возникновении мира и планет, созвездиях и млечном пути. Английский они знают лучше, чем 7-классники в обычных школах. Все идеи детей поддерживаются. Хотят петь — давайте споем, хотят записывать интервью на камеру — без вопросов.
Дети по желанию готовят проекты на тему месяца, затем каждый по очереди комментирует доклад одноклассника, делает комплимент или задает вопрос.

Главное, чему учатся дети в альтернативных детских садах и школах – жить в коллективе, общаться, иметь свою точку зрения. Они лишены традиционного школьного мышления.

В двух средних школах я была регулярно вовлечена в уроки русского и английского. Восточная часть Чехии удивляет интересом к России и русскому языку, почти в каждой школе изучается русский язык в качестве второго иностранного. Я влюбилась в школьную атмосферу, мои уроки были чаще всего неформальными, я была скорее другом и наставником, чем учителем. Даже перемены хотелось проводить не в учительской, а в коридорах вместе с детьми. До проекта мир детей существовал отдельно от меня. Я не имела никаких отношений с детьми с того момента, как закончилось мое собственное детство. Этот год подарил мне море эмоций, счастья от осознания, что я делаю что-то полезное, звонкий детский смех и объятия. У меня появилась куча друзей среди учеников. После уроков в школах есть продленка (дружина), когда нет дождя, то школьная дружина проводит время  на улице. Если все воспитатели дружины стоят, болтают между собой и согреваются чаем из термоса, то я играла с детьми в догонялки, прятки, жмурки, в песочнице, качалась на качелях. Из школ каждый день  я выходила с улыбкой и горящими глазами.

Благодаря проекту у меня был уникальный шанс узнать процесс обучения в чужой стране, мне были открыты все школы, о таком обычный турист или иностранец может только мечтать.

Проект показал мне, что я могу успешно заниматься совершенно новым делом. Кроме того, готовясь к урокам, я училась сама, любопытные дети подстегивали меня узнать свою собственную страну лучше.

С учениками и студентами мы и после проекта остались друзьями, у нас есть общие чаты, где мы можем продолжать изучать язык, я отправляю им и их учителям интересную информацию, которую нахожу, типа программы обмена или русские фильмы. С директорами школ, учителями, учениками и студентами у меня остались прекрасные отношения. Я знаю, что в любой момент могу приехать к ним в школу и знаю, что навстречу мне по коридору помчится толпа детей, чтобы обняться.

Автор Анна Турундаева.